УШУ: от мифов к реальности.
С Востоком в умах европейцев связано много тайн и преданий, и зачастую, со всем, что так или иначе связано с восточной культурой. Не обошло это стороной и восточные единоборства. Но дело в том, что у тех, кто ими действительно занимается на этот счёт существует одно мнение, а у остальных- другое, как правило-совершенно противоположное. Чем же так таинственны рассказы об единоборствах и в частности- о китайском ушу?
Начнём с названия. Ушу часто называют ещё одним термином- кунфу (кунг фу, гунфу), однако стоит чётко различать эти разные понятия. Ушу переводится с китайского языка как «боевое искусство», и обозначает название единоборства, как многоаспектной сформировавшейся системы, например- каратэ, айкидо, дзюдо и.т.п. Слово «гунфу» (кунг-фу) же переводится как «мастерство», «достижение высочайшего умения в чём-либо» и может быть применимо к человеку, который делает что-то гораздо лучше остальных, как говорят, является «мастером своего дела». В Китае говорят, что у человека хорошее гунфу когда он делает какое- либо дело, работу или просто занимается чем-либо гораздо лучше других, что само по себе уже вызывает восхищение.
Далее. Как люди узнают об ушу и что они могут ожидать, когда приходят заниматься этим единоборсвом? Многие получают сведения о том или ином виде боевого искусства как правило из популярных фильмов, бесед с друзьями и знакомыми и реже- из средств периодической печати, и если второй и последний источники всё-таки больше бывают достоверны в передаче сведений, похожих на реальные, то первый часто способен вызывать в умах людей совершенно фантастические выводы, и когда приходящие на занятия начинают ожидать от своих тренировок умения летать по воздуху, наносить удары одновременно крутя многооборотные сальто где-то на уровне нескольких десятков метров над землей, овладеть тайнами «бесконтактных смертельных ударов», то их приходится что называется «опускать с небес вымысла на землю реальности». Прежде всего, нужно понимать, что в фильмах показана весьма малая толика истинной информации об ушу, и называется этот вид киноискусства «сценическим боем» или «постановочными боевыми сценами». Он очень зрелищен, эффектен но зато практически неприменим в условиях реального боя, поскольку например, в реальном бою (который, кстати говоря, очень скоротечен и не длится, как в кино по 10-15 минут) противник находится рядом с вами, а не где-то высоко на дереве или глубоко под землёй, как часто показывается в фильмах. Все эти трюки служат для привлечения зрительского внимания, а реальное традиционное ушу малозрелищно, «скуповато» и почти неэффектно (не путать с эффективностью!), со стороны, по сравнению с киношными сценами смотрится некрасиво, зато весьма действенно в прикладном (боевом) , оздоровительном , энергетическом и духовном аспектах.
УШУ: примеры классификации. (по материалам книги А.А.Маслова «Энциклопедия восточных боевых искусств»)
Существует несколько классификационных групп, на которые можно разделить современные трактования об ушу. Итак…
- Северные и южные стили. Данная группа с одной стороны базируется на технических особенностях стиля (например, считается что северные стили больше используют в своём арсенале работу ног: высокие удары, прыжки и удары ногами в прыжке), а южные ориентированы в основном, на работу рук, а так же- на традиционном разделении страны на север и юг, на стили течения рек Янцзы, Хуанхэ и Чжуцзян.
- Внутренние и внешние стили. Эта группа базируется на мнении о том, стили «внешней семьи» (вайцзя) в основном используют в своей работе грубую физическую силу, а стили «внутренней семьи» (нэйцзя) — энергетическую субстанцию человека, называемую ци.
- Стили «длинного кулака» (чанцюань) и «коротких ударов» (дуаньда). К категории «длинного кулака» относили те стили, в которых бой вёлся на дальней и средней дистанции, с использованием низких растянутых стоек, а при ударах руки иноги выпрямлялись почти полностью. В «коротких ударах» предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в заключительной фазе рука оставалась согнутой, а удары ногами наносились не выше живота.
- Шаолиньские, Эмэйские и Уданские направления. К шаолиньского направлению зачастую относят стили, которые не были непосредственно созданы в самом Шаолиньском монастыре, а те, которые в своём названии использовали термин «шаолиньский», который тем самым повышал ценность стиля в глазах людей. Уданское направление ведёт своё название от гор Уданшань ,которые издревле считались одним из крупных центров даосизма. Эмэйское направление традиционно соотносится с горами Эмэй, где в XIV-XV вв. чаньбуддийским монахом Байюнем была разработана довольно сложная многоступенчатая система внутреннего искусства — «12 столбов Эмэй». Здесь развивались и местные школы ушу, и системы боя, пришедшие из регулярной армии.
- В отдельную группу выделены стили «подражательного» направления ушу (сянсинцюань), имитирующие определённое состояние человека или повадки животных. К ним относятся так называемые «звериные» стили (такие как: стиль дракона, журавля, тигра, змеи, богомола, собаки, орла, леопарда и др.), а так же стиль пьяного человека, стиль сумасшедшего, стиль лежащего на земле и т. п.
Однако, к немалому удивлению, все перечисленные классификационные группы достаточно условны, часто запутанны и не до конца отражают истинную информацию, поскольку например, ни один из стилей ушу не использует в своём арсенале только внешнюю силу или только внутреннюю энергию-ци, так как эти составляющие в разных пропорциях присутствуют вместе в каждом стиле. Так же на севере есть много стилей, в которых практически нет работы ногами, и наоборот, в южных стилях есть такие, которые изобилуют сложной работой ног.