Клуб изучения
традиционного
ушу
"Золотые ворота"
ТРАДИЦИОННЫЙ ШАОЛИНЬЦЮАНЬ

Страницы истории. Шаолиньское ушу: четыре базовых дисциплины.

Буддийское учение (фо)

Буддизм, в духовном, теоретическом и практическом смыслах являлся важнейшим моментом шаолиньского монашеского подвижничества: изучение основных буддийских уложений и канонов, монастырских правил (виная), основ медитативной практики и созерцания (специальных психофизических упражнений), помогающих монаху достичь духовного «просветления», ведущего его к постижению состояния нирваны, т.е.- стать Буддой. Монахи по- прежнему придерживаются двух главнейших моментов: «спасать всю массу живых существ» (т.е. помогать всем людям без исключения) и «совершенствуя себя, становиться Буддой», что требует постоянной работы над собой и огромной внутренней дисциплины. Направление буддизма, которое практиковалось монахами в Шаолине, называлось чань (санскр.:дхьяна; яп.: дзэн), отличительной особенностью которого является такая характерная позиция, как сидячая медитация (кит.:цзочань, яп.: дзадзэн).

Первым патриархом чань — буддизма признается сам Бодхидхарма (кит.: Дамо), являвшийся 28 общебуддийским патриархом и пришедший в Шаолинь в 528 г. н.э. из Индии. Основные принципы чань — буддийской школы, сформированные Бодхидхармой: «не опираться на письмена» (не использовать чтение книг и сутр вообще для достижения просветления), «спонтанно постигать истину», «взирать на собственную природу, становиться Буддой» (поскольку каждый человек изначально обладает «природой Будды», следовательно можно путем медитации пробудить эту природу внутри себя).

Для этого следовало прежде всего «успокоить и очистить своё сознание, избавить человека от пустых метаний в суете мирских дел, от условностей и границ, им же самим определённых и обрести спонтанность самопроявлений духа». Помощь в достижении этого успокоения сознания и духа оказывали приемы регулировки дыхания (методика, пришедшая в чань из даосизма).

Другой важнейший аспект чань- буддийской практики- «проникновение посредством действия», которое предусматривало четыре вида поступков — «четыре действия»:

а) невоздаяние за зло,

б) отсутствие мирских стремлений;

в) служение буддийскому учению,

г) следование судьбе.

(по материалам изданий и лекций д.и.н., проф. ВШЭ А.А. Маслова)