Клуб изучения
традиционного
ушу
"Золотые ворота"
ТРАДИЦИОННЫЙ ШАОЛИНЬЦЮАНЬ

Страницы истории. Шаолиньское ушу: четыре базовых дисциплины.

Гражданские науки (вэнь)

Эта часть состояла из занятий по каллиграфии, стихосложению; изучения классической литературы и живописи. К стихосложению относились не методики написания и типы стихотворений, а способы составления буддийских стихотворных речитативов (санскр.: гатха), которые упрощали заучивание и повторение необходимой информации во время проповедей, молитв и наставлений. Китайская буддийская традиция «породила» ещё один поэтический жанр-поэзию на буддийские темы, которая разделялась на монашескую (созданную духовными лицами) и светскую (созданную мирскими обоснователями Учения).

Общими для этих двух разновидностей было разделение каждой из них на две составляющие: творения панегрического характера с описанием религиозного состояния человека и выделением его эмоциональной стороны, и произведения на философские темы, передающие основные положения буддийского учения.. Изучение живописи состояло также в трактовке сюжетов на буддийкую тематику, составлении некоего «сравнительного анализа» по определённым характерным признакам и нормам, например, что обозначал тот или иной цвет на буддийской картине или почему на каких- либо композициях бодхисаттва изображался то с четырьмя, то с шестью руками, и.т.п.

В состав данной дисциплины входили и правила регламентирующие образ жизни монаха (кит.: фагуй): поведения старших с младшими, правила ведения монахами бесед с мирянами- буддистами (санскр.: упасака) и с мирянами-небуддистами, правила поведения, правила распорядка дня, правило нестяжательства ( не передавать Учение за деньги).

Интересно и то, что изучение правил боевой добродетели (кит.: удэ) тоже относилось сюда же, хотя непосредственно соприкасалось с боевым разделом (кит.: у). Монахи изучали каллиграфию в её уставном (кит.: лишу, «уставное письмо») и в скорописном (кит.: цаошу, «травяное письмо», «скоропись») стилях. Изучение каллиграфии зависело от преподававшего её учителя, его характерных индивидуальных особенностей, причём по данной дисциплине в монастырь также часто приглашались учителя- миряне.

(по материалам изданий М.Е. Кравцовой; изданий и лекций проф. ВШЭ А.А. Маслова)