Клуб изучения
традиционного
ушу
"Золотые ворота"
ТРАДИЦИОННЫЙ ШАОЛИНЬЦЮАНЬ

Страницы истории. Шаолиньское ушу: четыре базовых дисциплины

Медицина (и)

Содержание этой дисциплины составляли основы массажа (аньмо), иглоукалывание и прижигание особых точек на теле человека (чжэньцзю), приемы по управлению внутренней энергией (цигун), изготовление и использование лечебных бальзамов, отваров, мазей, применение в медицинской практике ядов, минералов, внутренностей животных, разработка и применение методов лечения травм, диетология. Шаолиньская медицина, как составная часть традиционной китайской медицины (чжунъи) в общем понимании базировалась на её теоретических концепциях, одной из которых является система пяти стихий или пяти первоэлементов (усин).

Главными компонентами системы пяти стихий являются пять составляющих: дерево, огонь, земля, металл, вода. Это не столько физические материальные элементы в буквальном понимании, сколько своеобразные психофизиологические категориальные состояния окружающего нас мира и взаимодействующего с ним человеческого организма. Равновесие этих элементов (состояний) в человеческом организме означало, что он здоров, но, как только возникало преобладание или недостаток одного или нескольких элементов, приводящее к нарушению всей цепочки взаимодействия пяти стихий, человек заболевал.

В частном понимании шаолиньской медицины, её базовыми принципами являлись три момента:

1) понятие «единого тела» (человек является составной частью окружающего его мира и все происходящее в мире так или иначе отражается на духовном и физическом состояниях человека, которые в организме неразрывно связаны, поэтому происходящее с нами на физическом уровне сразу же отражается на психическом состоянии и наоборот; нет никакого моего «фиксированного» индивидуального здоровья, есть моя постоянно изменяющаяся взаимозависимая реакция на внешний мир) ;

2) всестороннее наблюдение за пациентом и анализ его поведения (то, что о себе говорит больной не всегда является главным, поскольку иногда может изъявляться им в состоянии замутнённого, спутанного сознания, гораздо важнее анализ тех проявлений и действий, которые больной осуществляет: сидит, двигается, говорит, смотрит, слушает, работает, занимается чем- либо и.т.д.);

3) понятие «постоянного движения» (при различных состояниях самочувствия, даже не совсем благоприятных- двигаться в меру своих сил и возможностей). Данное понятие хорошо описывается в одной китайской пословице:» проточная вода не загниёт, дверная петля при открывании и закрывании не заржавеет». Здесь, основными являлись два пункта: постоянное движение человеческого тела и циркуляция («омывание») внутренней энергии по всем частям организма.

(по материалам изданий и лекций проф. ВШЭ А.А. Маслова)