Клуб изучения
традиционного
ушу
"Золотые ворота"
ТРАДИЦИОННЫЙ ШАОЛИНЬЦЮАНЬ

Страницы истории. Шаолиньское ушу: четыре базовых дисциплины

Боевое искусство (у).

В этот раздел входило изучение и практика различных видов боевых искусств, методы поддержания физического здоровья, верховая езда. Раннее шаолиньское ушу было объединено в комплекс приемов, называвшийся «18 рук архатов» или «18 приёмов архатов».

Одним из ранних видов оружия, приемы с которым практиковались в монастыре стал монашеский посох. В то время шаолиньское ушу ещё не имело вид стройной системы, большая часть приёмов не изобреталась самими монахами, а воспринималась от народных учителей- мирян. Одним из знаменательных событий в истории шаолиньского ушу стало спасение отрядом из 13 монахов императора династии Тан Ли Шиминя (Тай-цзуна) во время мятежа, поднятого военачальником Ван Шичуном в 617-621 гг.. За это монастырю были оказаны многие высочайшие почести и льготы, а монахи с этого времени стали заниматься не только кулачным искусством и боем с палкой, но и ввели в свой боевой арсенал тренировки в бою на лошадях, использование изогнутых мечей и длинных армейских копий. Монастырю даже было дозволено иметь свое войско. 

Постепенно начал формироваться характерный шаолиньский стиль, основанный на жёстких ударах, передвижениях по прямой линии, ведении боя на близкой и средней дистанциях, коротких атаках с большим количеством ударов локтями и ладонями. В 961 г.тогдашний настоятель монастыря Фуцзюй пригласил на три года в Шаолинь 18 известнейших в ту пору народных мастеров ушу для демонстрации своих школ и обучения монахов. Подобные приглашения мастеров в монастырь Фуцзюй повторял неоднократно. Даже по повелению императора, для обмена опытом в монастырь посылались видные военачальники. Но ключевым моментом в развитии шаолиньского ушу является деятельность Цзюэюаня, а также приход в Шаолинь Бай Юйфэна и Ли Соу.

Плодом совместной и поэтапной деятельности этих трёх известнейших учителей стало сначала создание кл ассической системы шаолиньского ушу в 173, а затем в 324 приёмах, приписываемой Цзюэюаню, а после его смерти-дополненной и модернизированной Бай Юйфэном в «стили 5 зверей»: дракона, журавля, змеи, тигра и леопарда. Эти трое мастеров считаются авторами той обновлённой и стройной системы шаолиньского ушу, которые значительно раздвинули рамки её понимания, как пути проникновения во внутренний мир человека.

С данного времени появляются сведения о систематических занятиях монахами специальными разделами «внутреннего искусства» (нэйгун), управления ци (цигун) и «успокоения сознания», применимыми в ушу. В частности, Бай Юйфэну приписывается начало использования в тренировках буддийских приёмов психотренинга. До сих пор в Шаолине практикуют классическую систему Бай Юйфэна «72 приема (72 способа тренировки) в 5 стилях», которая претерпев с течением времени лишь весьма  езначительные дополнения остается целостной и практически неизменной.

(по материалам изданий и лекций проф. ВШЭ А.А. Маслова)