Клуб изучения
традиционного
ушу
"Золотые ворота"
ТРАДИЦИОННЫЙ ШАОЛИНЬЦЮАНЬ

Знакомство с каллиграфией.

У разных народов, в разных уголках земного шара назначение письменности состояло раньше и состоит сейчас в фиксировании звуков, слов, разговоров и других форм человеческой речи во времени, а также передача этих речевых форм на расстояние. Но вместе с практическим употреблением письменности люди стремились сделать письмо красивым и даже поднять его до определенного вида искусства, благодаря чему появилось множество разновидностей и способов написания одного и того же знака, буквы или символа.

Однако только китайским иероглифам из средства повседневного письменного общения удалось преобразоваться в отдельный вид искусства- каллиграфию Традиционно каллиграфическая работа пишется на листе специальной бумаги «сюаньчжи», затем лист наклеивается на более плотную бумагу, края которой оформляются шёлком. Готовые работы хранят в виде свитков или обрамляют и вешают на стену. Содержанием каллиграфической работы чаще всего служит классическое стихотворение- целиком или его фрагмент. Но наилучший способ продемонстрировать талант и утонченность- придумать текст самому.Любой письменный знак заключает в себе три назначения: графическое (он имеет свое, уникальное и неповторимое изображение), фонетическое (за его символикой закрепляется определенный звук или их последовательность), лексическое (ему соответствует определенное смысловое обозначение или понятие). Китайский иероглиф – это самостоятельный графический знак, вписанный в реальный или воображаемый квадрат. По статистике всего в китайском языке насчитывается около 90 тыс. иероглифов, появившихся  и использовавшихся в разные исторические периоды, из которых наиболее употребимыми в современном китайском языке являются 3500.Большинство китайских иероглифов представляют собой комбинацию черт, число которых может достигать 10 и более. Основными чертами иероглифа считаются восемь: точка, горизонтальная, вертикальная, ломаная, крючок, восходящая, откидная влево, откидная вправо. Однако на практике каждая из черт может видоизменяться, а в разных каллиграфических стилях одна и та же черта получает разное письменное оформление, что и приводит к многообразию форм написания иероглифических черт. Чтобы иероглиф, который должен вписаться в пространство маленького квадрата, получился красивым и легко различимым приходится пользоваться различным количеством черт и разными способами их сочетания. Например, большинство известных миру систем письменности располагают всего 2-3 стандартными и скорописными стилями письма, в то время как в китайской каллиграфии их насчитывается около 10. Приведем  описание наиболее известных из них. Первые три стиля до сих пор широко употребляются в повседневной жизни, а два последних- древние стили, вышедшие из широкого употребления, но еще используются в каллиграфии.

 

Кайшу — «образцовое письмо». Это стандартный стиль, широко используется более 1000 лет, является основным стилем современной китайской иероглифической письменности. Типографские и компьютерные шрифты главным образом используют иероглифы этого стиля. Он характеризуется стандартностью (унифицированностью), строгим порядком черт и довольно медленным темпом письма. Иероглифы этого стиля легко различимы. В каллиграфии к стилю кайшу обращаются в основном в официальных случаях (написание названий книг и газет, деловых бумаг, новогодних парных надписей; надписи на вывесках магазинов,на мемориальных досках зданий и сооружений, надгробиях, памятниках и стелах).

Синшу — «ходовое («бегущее») письмо». Современный стиль синшу является одним из скорописных стилей, оформившихся на основе кайшу. Он считается промежуточным между стандартным кайшу и скорописным цаошу. Его особенности: комбинация точки и другой черты пишется без отрыва руки, иероглифы выполнены под довольно большим наклоном, отличаются гладкостью, плавностью, изяществом и хорошо различимы. Синшу наиболее употребим в повседневной письменной речи и эпистолярном жанре (личное сообщение).

Цаошу — «травяное письмо». Цаошу является основным скорописным стилем, ушедшим гораздо дальше от строгих стандартов кайшу, чем скорописный синшу. В цаошу либо изменяется форма нормативного иероглифа стиля кайшу, либо черты иероглифа сплетаются в единую вязь. Некоторые черты и элементы иероглифа могут специально не прописываться (пропускаться), поэтому иероглифы этого стиля трудны в написании и в прочтении.

Чжуаньшу — «древняя печать». Этим стилем пользовались в глубокой древности, на нём выполнены письмена на гадательных костях животных, панцирях черепах цзягувэнь и надписи на ритуальных бронзовых сосудах.

В этом стиле меньшее количество черт: в нём отсутствуют точка, крючок и ломаная. Все линии этого стиля имеют одинаковую толщину.

Лишу — «деловое («писцовое») письмо». Возник вслед за стилем чжуаньшу, явился основой современной китайской письменности. Примерно с I в. до н.э. лишу становится основным стилем написания всех деловых бумаг и документов. В этом стиле начинается переход от линий одинаковой толщины к линиям разной толщины. Характерен несколько расплющенным по горизонтали изображением знаков. Стиль стал упрощённее по сравнению с чжуаньшу за счет сокращения числа некоторых элементов иероглифа. Иероглифы этого стиля хорошо различимы.

Ни один образованный человек в традиционном Китае не мог обойтись без четырех письменных принадлежностей- кисти, бумаги, туши и тушечницы , которые так и назывались- «четыре драгоценности кабинета ученого».

Кисть(би), «волосяная кисть» (маоби)- первая и основная «драгоценность». Материалом для кисти служит шерсть овцы, волос из хвоста хорька, мех дикого зайца. Собранный в пучок волос заправляется в тонкий бамбуковый или деревянный стержень. Помимо волоса и шерсти животных в Китае издревле делали кисти из первых состриженных младенческих волос, и эта традиция иногда практикуется до сих пор. Конечно, теперь это больше несет в себе символический смысл и сувенир на память. Кисть должна быть мягкой и упругой, хорошо вбирать и удерживать в себе тушь. Именно волосяная кисть позволяла каллиграфу выполнять разные по начертанию, силе, упругости, ритму, внутренней энергии иероглифы, не просто чередовать тонкие и жирные линии, но делать их объемными- такой стереометрический эффект производит многослойность черного цвета.

Бумага(чжи)- вторая «драгоценность». Наряду с компасом, порохом и книгопечатанием была также одним из четырех великих изобретений Китая. Признанная в каллиграфии и живописи бумага называется «бумага из Сюань(чэна)»- сюаньчжи. Она очень тонкая, обладает отличными впитывающими свойствами, поэтому тушь на такой бумаге может проявлять все свои оттенки. Сюаньчжи отличается особой белизной, тонкостью, мягкостью, эластичностью, не боится насекомых- вредителей и не желтеет от времени. Она обладает идеальными абсорбирующими свойствами, поэтому тушь на бумаге может проявлять все свои оттенки. Эту бумагу делают вручную. Высококачественная бумага содержит волокна сандалового дерева.

Тушь (мо)- традиционная тушь для живописи и каллиграфии твёрдая, спрессованная в брикеты разных размеров и видов- прямоугольные, реже овальные. Твёрдая тушь растирается и разводится водой до нужной концентрации. Твёрдая тушь изготавливается из сосновой сажи, копоти тунгового масла, угольной сажи с добавлением натурального клея (желатина) и ароматических добавок. Натуральный цвет туши- чёрный, однако разные способы растирания и разведения позволяют ей становиться вязкой и лёгкой, тёмной и светлой, густой и жидкой, яркой и тусклой. Благодаря своей вязкости тушь хорошо впитывается и не утрачивает глубины чёрного цвета.

Тушечница (янь)- первые тушечницы появились гораздо раньше самой туши, их использовали для приготовления красителей и даже пищи. Древние тушечницы украшались резным орнаментом или узором. Материалом для тушечницы чаще всего служит камень, но они могут изготавливаться и из фарфора, керамики (глины), бронзы и железа. Особо ценны тушечницы юйянь из просвечивающегося насквозь гладкого натурального нефрита.

Одухотворенная письменность.

Каллиграфия- искусство, к которому в Китае человек приобщается раньше, чем к большинству других. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься и каллиграфией не только, чтобы облегчить ему процесс запоминания трудных и многочисленных иероглифов, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса, пробудить способность к восприятию искусства, и самостоятельному творчеству.  Каллиграфия внешней формой и внутренними свойствами, комбинацией и приемами наложения черт одновременно предметно и абстрактно отражает такие важные атрибуты красоты формы, как сбалансированность, пропорциональность, варьирование высотой и размерами, связность, параллелизм и статичность, изменчивость, гармония и др. Ритм- главный атрибут как музыки, так и каллиграфии. В чертах иероглифа варьируется толстое и тонкое, легкое и тяжелое, квадрат и круг, кривое и ровное, густота и бледность туши, что создает яркий ритмический рисунок, аналогичный пульсирующему музыкальному ритму. И каллиграфия и музыка способны передавать сильные душевные переживания автора или исполнителя. Каллиграфия, как и танец требует красоты формы и движения. Оба они обладают характеристиками и пространственного, и временного искусства. Еще теснее связана каллиграфия с китайской традиционной живописью гохуа. Каллиграф и художник используют одинаковые инструменты- кисть и бумагу. Нередко каллиграфия и живопись встречаются в одном произведении. Искусство сочетать живопись, поэзию и каллиграфию в одном произведении получило название исян- «образ вдохновенной мысли». Основными составляющими каллиграфического искусства являются иероглиф и процесс письма. Становление и развитие каллиграфического искусства определялось эволюцией этих двух главных компонентов.

Основной же единицей иероглифа является черта. Определяющим в красоте черт иероглифа является сила кисти. Правила работы кистью в каллиграфии требуют держать ее строго вертикально, чтобы между кистью и листом бумаги образовывался угол в 90 градусов. В отличие от иероглифов, написанных карандашом или ручкой, в которых толщина всех линий одинакова и нельзя понять, где каллиграф прикладывал силу, где останавливал кисть, а где ускорял ее движение, иероглифы, написанные кистью содержат черты, разные по толщине, с более явным и видимым выражением приложения силы, остановки кисти, ведения кисти без отрыва, смены темпа и ритма движений.

Законы каллиграфии в том числе заключаются в конструировании красивого пространства с помощью черт. Самое главное- следовать красоте формы. Для этого соблюдаются 5 принципов: а) сохранение равновесия- сбалансировать иероглиф по 4 сторонам, придать ему устойчивость, сделать его «крепко стоящим на ногах», «уравновесить длинное и короткое, легкое и тяжелое»; красота иероглифа- в его уравновешенности и аккуратности, что совпадает с классическими критериями красоты; б) пропорциональность- ощущение соразмерности и упорядоченности всех черт и элементов иероглифа; если в состав иероглифа входит малое число черт, то они должны прописываться жирнее, а расстояние между чертами должно быть заметным и соразмерным, если черт много- линии пишутся тоньше и располагаются плотнее друг к другу; в) нерегулярность- неодинаковость написания, малозаметные отличия в пропорциях, вариативность отображения одного и того же иероглифа даже в одном тексте или свитке с различными написаниями черт; г) связность- согласованная, гармоничная связь черт и элементов иероглифа из их разрозненного состояния в органическое целое, с обретением динамики, силы и ритмичности; два вида связи- прямая (слияние двух самостоятельных черт в одну), и опосредованная- несколько независимых элементов иероглифа, объединяемые одним связующим элементом; д)летящая основа- внутренняя динамика иероглифа, придает каллиграфическому изображению спонтанность и оригинальность, позволяет увидеть в статичном произведении искусства увидеть подвижные образы, будит воображение, рождает ассоциации.

В каллиграфии ощущение движения достигается не только за счет внешней формы черт иероглифа и способа связи, но также: 1) за счет варьирования скоростью движения кисти; в стилях чжуаньшу и лишу на написание одного иероглифа обычно уходит 1-2 мин., в скорописных стилях цаошу и синшу кисть не просто движется по листу- она стремительно летает, рождая иероглиф за несколько секунд; 2) за счет отсутствия единого устойчивого пространства, достигаемого с помощью изменения наклона иероглифа. Этот принцип распространяется и на строгие уставные стили лишу и кайшу : позволяется писать иероглифы прямо и тогда они получаются неподвижными, как погруженный в себя отшельник; позволяется писать с наклоном, размашисто, ассиметрично, что рождает ощущение динамики и ритма, исходящие от бумаги.

Интервал: красота композиции.

Общий характер композиции каллиграфической работы определяется интервалами между чертами иероглифа, самостоятельными иероглифами и их строками. Любуясь произведением живописи, сначала воспринимаешь красоту всей картины и лишь потом начинаешь вычленять отдельные детали и фрагменты. Слушая музыку, вначале наслаждаешься произведением в целом, а не отдельными аккордами или фрагментами. Также обстоят дела и с каллиграфией. Прежде, чем взяться за кисть, каллиграф уже «имеет в голове» законченный план будущего произведения. Это характерно и для уставных стилей кайшу и чжуаньшу с их статичностью формы, и особенно- для скорописных, в которых написание может показаться подобным мгновенному экспромту, а в действительности же, оно- результат тщательно продуманного плана. Чем внешне необузданнее и спонтаннее выглядит результат, тем строже требования к цельности и продуманности композиции. Хотя по ходу написания каллиграфической работы первоначальный план неизбежно корректируется, любые изменения в него вносятся только в соответствии с законами каллиграфического искусства. В композиции каллиграфического произведения главным является наличие связи между отдельными иероглифами и их строками, которое и делает произведение органическим единством, переменам придает ритм и гармонию, а статику наполняет ощущением движения.

Связь пустоты и заполненности.

Любое каллиграфическое произведение представляет собой единство реально присутствующих на листе бумаги иероглифических черт и пустот- интервалов между чертами, иероглифами и строками. Чередование пустот и реальных черт также подчиняется требованию являть собой органическое единство. На языке каллиграфии это называется «считать белое (пустоты) чёрным (реальные черты)». В каллиграфии реализация связи пустоты и наличия происходит одномоментно, исключительно в одно действие- в момент соприкосновения наполненного тушью кончика кисти с бумагой, где заполненность представлена реальной иероглифической чертой, а пустота выполняет роль интервала. Противоположностью одномоментности может служить пример создания картины в живописи, когда художник, работающий в технике масла создает свое полотно медленно, мазок за мазком, может неоднократно исправлять то, что ему не понравится. В каллиграфии правила очень строги: единожды написанные черты (реальные) должны быть предельно аккуратными, будто вырезанные ножом, пустоты- исключительно чёткими, будто вымерены линейкой. Такой вид связи, как «художественный беспорядок», позволяет произвести неожиданный эффект с помощью продуманной хаотичности, создать вариативность в рамках жесткого порядка. В стилях лишу и кайшу действует самый строгий принцип: центральная ось каждого иероглифа в строке должна совпадать с центральной осью строки, не допускается  никаких смещений влево или вправо. Здесь иероглифы в строке подобны жемчужинам, аккуратно нанизанным на невидимую нить. А вот в цаошу и синшу разрешается отклонение центральной оси иероглифа от центральной оси строки, а некоторые иероглифы смещены с неё даже нарочито далеко. Именно так достигается эффект визуально беспорядочной композиции с неравномерной, колышущейся строкой.

Примерно с 317- 420 гг. н.э. каллиграфы в качестве охранительной отметки начинают ставить на своих работах именную печать. Позднее приобретают хождение и так называемые «свободные печати», принадлежащие богатым и знатным людям, которые в своем оттиске содержали краткое изречение или афоризм, демонстрирующим изысканность и эстетический вкус владельца. Именные печати были также и у коллекционеров- их обычно ставили на работы известных мастеров. Для печатей использовалась специальная красно- киноварная мастика.

В Китае каллиграфические произведения с древности и по сей день служат украшением гостиных, кабинетов и спален. Во всех уголках страны на оживленных улицах больших городов и на фасадах домов в отдаленных провинциях можно увидеть великолепные вывески- результаты искусного труда известных каллиграфов. Жизнь каждого китайца с рождения и до смерти связана с каллиграфией: например, фотоальбом появившегося на свет младенца непременно украшает поздравление, собственноручно написанное старшим членом семьи. На наволочках подушек новобрачных вышиваются парные иероглифы «двойная радость», символизирующие счастье молодых. В день рождения человеку преподносят надписи с иероглифом «долголетие», выполненные на красной бумаге или красной тушью. По уходу же в мир иной, на надгробных плитах высекается надпись с биографией умершего, иероглифы в которой как правило, копируются с работ известных каллиграфов.