Существует несколько названий китайской геомантии- учении о выборе и создании наиболее приемлемой среды обитания и гармонизации различного типа строений с потоками космической энергии. Менее известные: кань юй («территория под небесами»), ди ли («земные принципы»), и широко распространенное- фэншуй («ветер и вода»). Геомантия занималась изучением энергетических воздействий на человека различных стихий и объектов окружающего мира: неба, земли, ветра (воздушных потоков), воды (рек, озер, морей и.т.д.).
Все эти проявления рассматривались, как переносчики энергетических влияний, и также, как важные части среды обитания. Она ставила своей целью нахождение наиболее подходящих участков ландшафта- окружающего человека пространства (лун сюэ- «логово дракона», бао ди- «прекрасная земля») для строительства города, дома или могильника и определения благоприятного устройства и ориентировки в пространстве различного типа построек и помещений. Она разделяется на два вида: иньская- выбор участка земли для могильника и его сооружение, янская- выбор участка земли для строительства жилища и его обустройство. Важность иньской геомантии состояла в объяснении различных влияний обитающих в могилах духов предков на «судьбу» («протекание энергии- ци») их потомков. Даже самые мелкие особенности места или положения могил могли оказывать неблагоприятные воздействия на взаимоотношения между живыми и мёртвыми. Эти особенности часто служили причинами объяснения успехов или неудач живых. Из- за них, как считалось, терпели бедствия или даже погибали целые поколения людей.
Фэншуй строится (основывается) на общих принципах природы, изучении числовых пропорций окружающего пространства и природной энергии- ци, а также её форм и различных проявлений. Основополагающими правилами (основой) в фэншуй являются положения о общей взаимосвязи вещей и явлений, проявляющейся в движениях и преобразованиях энергии (ци) вселенной, и о влияниях природных факторов на здоровье и благополучие человека и возможности выражения всех этих проявлений с помощью универсальной нумерологической системы -специальных числовых комбинаций, каждая из которых описывала бы определенный этап движения энергии. Присутствуют представления о посмертном существовании духов предков, их влиянии на мир живых, и понятие о «предопределении»- качестве, которое не установлено в природе жестко и неизменно- его можно изменить, подчиниться ему или уклониться от него. Оно содержало не только различные народные суеверия, но и практический подход, и теоретические правила к восприятию пейзажа в его безопасном и одухотворенном качествах. При строительстве сооружений разного типа в основном обращались к специалистам по фэн шуй, так как от них зависело счастье и процветание их клиентов. В отличие от западной культуры, которая делала установку своего существования на порабощение природы и необдуманное использование её ресурсов, восточная, и в частности- китайская стремилась приспособиться к природе и действовать в соответствие с её законами. Китайская геомантия рассматривала землю, как живой организм, в котором есть каналы, подобные кровеносным сосудам человека. Это «вены земли» или «вены дракона» (лун мо). Места их соединения считались особо значимыми, подобными жизненным (акупунктурным) точкам на теле человека в китайской медицине. Если земная энергия плохо проходит по этим каналам из- за того, что противодействующие потоки энергии сталкиваются друг с другом, то в «организме» земли возникают болезни. Жить рядом с этими местами считалось неблагоприятным. Напротив, размещение жилища около богатого источника земной ци должно вести к различным житейским выгодам и духовному продвижению. По земным каналам движется невидимая энергия (ци), но в глубине земли есть ещё грунтовые воды, а на поверхности- реки. Их влияние, как и влияние ветров над землей геомантам необходимо было учитывать. Полагали, что вода- это кровь и жизненная энергия земли, и она движется в ней, как кровь в кровеносных сосудах. Считалось, что естественные каналы животворной ци должны быть извилистыми. Злые природные силы, вредоносные влияния имели прямые каналы, наподобие искусственно вырытой канавы или проложенной дороги. Геомант интуитивно, или с помощью расчета обнаруживал, насколько исследуемый участок подвержен влиянию благоприятных или губительных сил. Иероглифы фэн (ветер, поветрие, нрав, веяние) и шуй (вода) в слове фэн шуй обозначают взаимовлияние природных стихий по принципу инь-ян, в том числе ветров и водных потоков с водоёмами, несущих изменения в состояние природы и человеческого организма, а также и различные состояния космической энергии от почти неощутимых до чувственно воспринимаемых.
Все правила определения свойств выбранного места строились на теории движения ци. Двумя главными значениями являлись «поток небесной ци» и «поток земной ци».Они обозначались символами восточного и западного секторов небесного свода- Бирюзовый дракон (ян) и Белый тигр (инь). Данным началам отводилось определенное место около предполагаемой постройки или погребения, соответственно- слева (дракон) и справа (тигр). В фэншуй любая гора, холм или водный поток по своему виду могут быть отнесены к той или иной стихии. Здесь главную роль играют чувственные восприятия геоманта. Например, гора могла относиться к стихии «дерево», если она своими очертаниями напоминала крону деревьев, или к стихии «огонь», если её вершина имела острую, «жгучую» форму (как у языка пламени). Кроме очертаний рельефа, важное значение также придается влиянию водных потоков и атмосферных осадков. Расположение рек, ручьеви прочих водоемов тщательно учитывается при выборе места для постройки или погребения. Вода в фэншуй символизирует изобилие, однако считается плохим признаком, если река несет свои воды непосредственно к дому, могиле или святилищу по прямому руслу, так как может «вымыть» оттуда и унести с собой «благотворную ци». Благоприятно, когда река не видна с места, где расположена могила, так как зрелище «благих водных влияний» не может дать умершему ничего реального. Слияние двух рек благоприятно, а крутой изгиб неблагоприятен. При отсутствии рядом с погребением или храмом водных потоков китайцы часто выкапывали рядом искусственный водоем. На юге Китая до сих пор принято устраивать искусственные водоемы во внутреннем дворе.
За счет искусственных улучшений могут быть компенсированы (исправлены) недостатки природных проявлений. Например, если по условиям взаимодействия частей местности острый пик холма (сопоставимый со стихией «огонь») несет неблагоприятные влияния, его вершина может быть срыта для получения ровной площадки (стихия «дерево»). Для движения неблагоприятной ци могут создаваться препятствия- искусственные насаждения, а в горных районах- каменные сооружения, препятствующие распространению пагубных влияний. В общем смысле определенные геомантические параметры любого участка местности или постройки складываются из множества значений, и изменение хотя бы одного из них может сильно изменить оценку всего места в целом.
Взаимодействие очертаний природных объектов складываются не только из схематических видений, но и реальных образов. Например, вид местности или постройки, подобный широкому ложу предвещает скоропостижную смерть потомков покойного, несчастья несут также очертания в форме перевернутой лодки, корзины, лемеха, ножа, черепахи и.т.д. Даже общий вид самих населенных пунктов имеет значение для его судьбы. Но при всей тщательной разработанности правил, применяемых в фэншуй, прогнозы и расчеты мастеров во многом индивидуальны и нередко бывают разноречивыми, поскольку одни и те же объекты и их влияния могут пониматься и истолковываться неодинаково.