Клуб изучения
традиционного
ушу
"Золотые ворота"
ТРАДИЦИОННЫЙ ШАОЛИНЬЦЮАНЬ

Таолу («тао»- набор, «»лу»- дорожка, последовательность)- комплекс упражнений, движений, выполняемых по одной траектории. Это очень распространенная форма тренировочного процесса в ушу, перешедшая в каратэ, тэквондо и практически во все боевые искусства Азии. Однако существуют ряд особенностей, характерных для таолу, которые занимающиеся практически не замечают и не особо интересуются ими.

Первая: только в Азии, и в частности- в Китае таолу стали основной формой тренировки. В западных видах боевых искусств таолу, как большие комплексы отсутствуют, есть только лишь короткие связки движений.

Вторая: практически все таолу- и в ушу, и в каратэ, и в тэквондо- во многом не повторяют реальный прямой рисунок боевого поединка, поэтому необходима трактовка движений.

Третья: для каждого стиля или направления ушу характерен свой неповторимый набор таолу. В современном Киае ученики, начинающие заниматься шаолиньцюань часто задают вопрос, обращаясь к собеседнику- «с какого таолу ты начинаешь обучение?» В ответе сразу становится понятно, к какой школе принадлежит ученик, хотя, часто он и не знает ни истории стиля, ни всех мастеров, особенно современных, но по таолу сразу можно определить, каким направлением ушу он занимается. С тремя вышеперечисленными особенностями ученики часто сталкиваются но практически никогда о них не задумываются, поэтому в  данной статье будет предпринята попытка разобраться, откуда вообще пришел и возник такой феномен ушу, как таолу.

Если взглянуть на любую религиозную традицию, не только китайскую или восточную, то в ее основе, визуально, лежит не та сложная теория, которая доступна для понимания не многим, а четкий ритуал. В частных проявлениях, например, для христианской традиции это может выражаться в разных видах проповеди, характерных для православия и для католицизма, в правилах присутствия в храмах, где в одних церквях разрешено сидеть, в других необходимо находиться стоя, в способах участия в проводимых обрядах, когда в  одних случаях необходима обязательная всенощная непрерывная молитва, в других она не обязательна, и т.д. Существуют постоянные споры по поводу правильного или неправильного соблюдения ритуала, однако, изначально человек воспринимает любую религиозно- философскую традицию визуально, по внешним факторам- к примеру, невозможно перепутать католического священника с православным, греческого с русским.

Поэтому для людей первостепенны сначала внешние факторы. Применительно к таолу- именно отсюда он изначально был призван отличать одну школу ушу от другой. Однако, если немного углубиться в историю, то практически до XIII в. никаких таолу в том плане, какими мы их понимаем сейсас, в школах китайского ушу не существовало. Не было долгих комплексов, включающих в себя до несколько десятков движений, а были лишь короткие связки в 2-3 приема, которые и предназначались для отработки конкретных боевых ситуаций. Прообразы таолу в виде наборов движений с оружием (копье и меч) и рукопашного боя начинают появляться в регулярной китайской армии- легендарный генерал Ци Цзигуан вводит приемы работы с различными видами оружия-копье, алебарда,  «волчья метла» (одна из разновидностей копья) в регулярную тренировку воинов.

Но, вокруг чего же в то время строилось ушу в Китае? Как ни странно, в реальности до XIII в. стилей ушу, как таковых практически не было. История стилей китайского ушу подверглась значительной мифологизации. Существовали места, где занимались определеным видом боевых тренировок, однако, именно школы, как определенные структуры с установленными правилами и методиками тренировочного процесса, фиксированным набором медитативных практик, духовно- моральных уложений еще не сложились. Но в определенную эпоху- в XIII в., в Китае произошли важнейшие события, кардинально повлиявшие в том числе и на историю китайского ушу и на дальнейшее его становление. Но почему же это время является неким переломным моментом в развитии ушу?

В XIII в.  в Китае происходит смена правящей династии, причем, сменяется она не на истинную- китайскую, а на пришлую, чужую- монгольскую, и китайская культурно- историческая традиция, которая развивалась весьма долго и успешно, вдруг практически в одночасье оказывается захвачена чудовищными варварами- монголами, отличавшимися лишь одним- более мощной военной силой. Естественно, что и их культурная традиция практически во всех аспектах находилась на более низком, по сравнению с китайским, уровнем развития. Монголы приходят со стороны нынешней Монголии, со столицей в Каракоруме, создают новую столицу в северном Китае- город Датун (сегодня- Пекин) и начинают новое династийное правление, при котором все китайцы были разделены на несколько категорий. Первая: непосредственно- монголы, высший административно-управленческий аппарат. Вторая: иностранцы, находящиеся на службе у монголов- средний уровень управленческого аппарата. Третья: северные китайцы и четвертая- южные китайцы, в свою очередь считавшиеся по мнению монголов варварами. Для всех китайцев подобная социальная иерархия являлась фактом сильнейшего унижения и оскорбления. И именно  в этой ситуации китайцы начинают впервые за всю свою историю осознавать себя, как отдельный этнос, поскольку на них началось масштабное неблагоприятное воздействие- появился внешний враг и к  тому же враг варварский, находящийся по уровню развития на несколько категорий ниже, чем сами китайцы.

Поскольку завоевание монголами Китая не носило одномоментный и сплошной характер- оно скорее имело такой  «волнообразный» вид, они постепенно продвигались вглубь Китая, и в этих условиях значительная часть людей, спасаясь от монгольского режима начинает укрываться в монастырях. Создается новый тип монастырских общин, в которые приходили уже не только монахи именно для религиозно- духовного подвижничества, а также и люди, которые просто решили спокойно отсидеться и пережить возникшие перемены. Туда же попадают очень много беглых солдат, военачальников и армейских инструкторов, которые начинают привносить систему армейской организации в монастырские общины. И именно в XIII в. c многие монастырские общины приобретают, как это ни парадоксально звучит, военизированный характер, под влиянием которого начинает выстраиваться соответствующая система тренировок.

Ранние принципы построения обучения были в основном буддийскими и строились вокруг конкретного учителя, проводившего занятия с несколькими учениками. Но, когда в монастыре много народу уже не получится побеседовать с каждым по отдельности- идет потоковое обучение. И тогда за основу начинает приниматься принципология военной тренировки,  с возникновением в монастырях нескольких больших дворов (гуань), в которых и проводился тренировочный процесс.

Опять же, в XIII в. в Шаолинь по приглашению тогдашнего настоятеля Фуюя, приходит группа военных инструкторов и начинают формироваться 4 основных группы комплексов: боя с шестом, боя с копьем, боя с прямым и изогнутым мечами и рукопашного боя. Однако, под воздействием монастырской практики некоторые боевые комплексы сильно трансформируются. В трактате «Цюань цзин» («Канон кулачного искусства»)- основном сборнике древних шаолиньских изречений по поводу боевой тренировки есть такие замечания: «зачем люди тренируются в таолу? Для достижения «полноты истины» (цюаньчжэнь). Многими эти слова воспринимаются, как некая поговорка, но, на самом деле «достижение полноты истины»- это методика практики, а не просто некий лозунг. Дело здесь в следующем. И буддийская и даосская  теории утверждают, что  исинное сознание человека-простое, спокойное, просветленное- утрачивается им как только он начинает жить социальной жизнью- оно «загрязняется». Из-за переживаний, страхов, стремлений, желаний истинная человеческая чистота постоянно утрачивается и вернуться к ней очень сложно. Если человек не находится в истинном состоянии, он неадекватно реагирует на проявления этого мира и в том числе он не способен адекватно вести поединок, поскольку отработка различных боевых ситуаций согласно шаолиньской традиции необходима лишь для «загрязненного» сознания, когда нужно быстро разучить конкретные комбинации. Реальных жизненных ситуаций- тысячи и каждую невозможно предусмотреть, так же как и невозможно отработать. К тому же существуют множество внешних факторов, которые невозможно учесть: осенняя листва, на которой можно поскользнуться, вязнущие в зимнем снегу ноги или замерзшие руки, из-за которых вы не можете нанести удар, или, к примеру, на вашем боевом шесте оказался незамеченный ранее сучок, на котором шест сломался и у вас в руках оказались две коротких палки… Поэтому только чистое состояние сознания даст безошибочный ответ, как надо поступать в любой конкретной ситуации. И здесь, главная задача- вернуть человека в спокойное состояние, которое абсолютно адекватно отражает мир. Сознание должно отреагировать единственно правильным возможным образом на сложившуюся ситуацию. Поэтому методика даосской и буддийской медитации входит в таолу и таолу начинает рассматриваться, как метод активной медитации, но с сохранением в таолу боевых элементов.

Таолу действительно включает в себя практически весь арсенал приемов и движений, которые присутствуют в той или иной школе и этот «набор» соединяется с отработкой спокойного состояния сознания. Необычно скептическое отношение шаолиньских наставников к соревнованиям… Они не ругали их, их рассуждения сводились к тому, что выполнение  таолу требует, чтобы человек находился в чистом светлом состоянии сознания, поскольку в данном состоянии тело человека безошибочно передает состояние его энергетики. Это энергетическое состояние транслируется на внешний мир. Никогда не перепутаешь, делает ли таолу мастер, или же ученик, и речь здесь не в разнице некоторых внешних проявлениий, а в той энергии, которая исходит от выполняющих таолу. Речь не в качестве движений, а в их составляющей. Поэтому, соревнования искажают суть тренировки в таолу. Надо успокоиться, достичь светлого состояния сознания и покоя, и только отзываясь началу движения ци в нашем организме начать движение. Время выполнения нами таолу зависит только от нашего состояния сознания, оно не регламентировано и не привязано к каким- то строго фиксированным временным показателям, требованиям и правилам.

Сами по себе соревнования не являются чем- то плохим, однако они искажают изначально заложенную в таолу суть, поэтому именно в этом плане, в шаолиньской традиции таолу ставят в систему активной медитации. Возвращаясь к началу беседы отметим, что в европейской традиции не было понятия активной медитации- оно в ней не сложилось. Как следствие- существовали только очень короткие связки движений с оружием (меч, шпага, сабля), но, как только исчезала необходимость в использовании, например, меча исчезали и связки, поскольку, никакой другой нагрузки кроме тренировочной они не несли. В Китае другая ситуация: здесь комплекс несет медитативную нагрузку. В «Цюань цзин» зафиксирован характерный постулат: «отрабатывай таолу вместе, занимайся таолу в одиночку». Вместе таолу отрабатывается в группе для усваивания, например, темпа, ритма движений, когда учитель показывает, что нужно делать. Отработать можно только в одиночку, поскольку только находясь один вы подходите к обретению своего, индивидуального темпа- вы не сбиваетесь оттого, как кто- то делает таолу рядом с вами, ваше внимание не распыляется, оно сосредоточено только на вас. В буддийской практике существовало понятие «дулянь» («одиночного обучения, совершенствования»), когда человек уходил один куда- нибудь в горы либо в соседний небольшой скит и там в одиночестве проводил некоторое время для обретения спокойного состояния сознания. Дулянь дает для таолу значительно больше, чем групповые занятия: с какого- то момента, когда вы уже выучили комплекс (когда все движения «вошли внутрь» вас), возникает вопрос- зачем тренироваться дальше? Ведь можно и просто бить по мешку скажем, для ускорения удара!.. На самом деле, в дальнейшем через  движения в таолу запускается определенная трансформация внутри организма, как духовно- ментального, так и физического характера. Особенность таолу заключается в том, что за счет расслабления сознания мы запускаем такой ток энергии внутри нашего тела, что для достижения определенных «чудесных» свойств нам не нужно методически выполнять одни и те же движения множество раз, поскольку энергия сама переходит из состояния «изначальной» (юань) в состояние «защитной» (вэй). Подобное состояние и является правильным при выполнении таолу, неправильное состояние не приводит к таким изменениям.

При этом, таолу создано таким образом, что у выполняющего его человека нет ответа только на один вопрос- на каждое движение существует множество способов его применения. Задача при выполнении таолу в том, чтобы тело работало спокойно, ровно. Это сделано специально, чтобы приучать к множественной вариативности выполнения какого- либо движения, а не только для реагирования на одну конкретную ситуацию. Только в свободном и чистом состоянии сознания во время отработки таолу вы не привязываетесь к одному способу выполнения приема, а развиваете в себе способности к множественному восприятию различных комбинаций одного и того же движения, поскольку вам заранее неизвестно, в какой ситуации вы его будете применять.

Соединение медитативной и боевой техник происходит именно в шаолиньском ушу, точнее в тех школах ушу, которые располагались в провинции Хэнань недалеко от Шаолиньского монастыря. Позже появляются совсем другие комплексы, в которых боевое применение не ставится как основная задача и которому вообще не уделяется никакого внимания (тайцзицюань). Были таолу, которые пришли из игровых и цирковых стилей- они использовались в основном при дворах императора как своего рода развлекательные танцы, но это тоже называлось «таолу». Однако, в шаолиньцюань таолу имеют и прикладное значение- каждое движение имеет свое применение на практике.

«Расшифровка» таолу возможна только при нахождении в спокойном состоянии сознания, и пока человек «механически» тренируется, только лишь запоминая движение и повторяя его, от выполнения таолу не будет никакого эффекта. Не случайно в шаолиньцюань таолу начинают изучать в очень медленном выполнении, чтобы ученик мог не торопясь проработать каждое движение входя при этом  в спокойное состояние сознания, а уже далее, сохраняя спокойное сознание двигаться очень быстро. Поэтому таолу всегда отличается темпом выполнения, но не отличается состоянием сознания во время его выполнения.

Шаолинькие комплексы в основном выполняются по траектории прямой линии- характерной особенности шаолиньцюань. Это во– первых, происходило, поскольку шаолиньские таолу четко отрабатывались в определенных условиях- в монастырских залах, где по кругу не походишь, а во- вторых,таолу не должно воспроизводить реальный бой. Реальный бой должны воспроизводить короткие связки движений, которые отрабатываются отдельно. Таолу же должно воспроизводить состояние сознания. Совершенно неправильно рассматривать таолу, как абсолютный налог боевой схватки. В таолу надо искать систему тренировки сознания.

Из-за чего например соревновательные комплексы вредны для организма? В соревновательных таолу есть четкие правила, поясняющие выполнение тех или иных технических особенностей движений (замедление, ускорение, балансировка, выкрик). В данном случае человек заучивает последовательность движений, при которой необходима четкая имитация. На этом основываются соревновательные комплексы. Но индивидуальное состояние организма и состояние сознания могут не совпадать с этими критериями- например, вы чувствуете, что ваша энергия «взрывается» в другой момент и именно тогда вам нужно производить выкрик, или вы ощущаете, что ускоряться надо в другом месте- поэтому вы вынуждены «ломать» свой организм и свою энергетику под стандарт комплекса и тем самым ломается то самое чистое состояние сознания, поскольку вам необходимо все время помнить, когда остановиться, а когда крикнуть, а не когда это просто само исходит из вас естественным образом. При выполнении таолу нет строго предписанных нормативов выполнения движений- важен ваш индивидуальный темп выполнения, во время ваших занятий организм сам подскажет, когда делать быстро, когда медленно. Главное- не имитировать. Имитация- это плохо. Сначала надо выучить комплекс, затем уже переходить к пониманию того, как конкретно для вас он работает. Большое количество комплексов не имеет серъезного значения. Если вы «поймали» то самое состояние чистого и спокойного сознания, вам все равно, какой комплекс вы при этом делаете.  Естественно, сначала отрабатываются простые таолу (сяохунцюань, датунбицюань), где просто запоминаются движения- переходы, смена уровней стоек, вообщем- отработка культуры движений. Потом комплексы до определенного момента усложняются, но делать это сверх меры, как спортивные таолу нет необходимости, поскольку в спортивных сложных таолу проверяются спортивные навыки. К боевой технике или к технике тренировки сознания спортивные навыки никакого отношения не имеют, поэтому в традиционных таолу они не важны.

Важный момент- «разумная достаточность комплексов»- в шаолиньской традиции это, как правило не более 18 таолу, поэтому не стоит набирать комплексы что называется «до кучи» и заниматься их коллекционированием. Вторая особенность характерна для европейского сознания, когда человек говорит, что он хочет выучить определенный комплекс, но почему ему этого хочется он, кроме как высказыванием типа «потому- что это хорошо и мне нравится» никак по- другому объяснить свое желание не может. Но нет абсолютно никакой разницы, какой комплекс учить: главное, чтобы был мастер, носитель данной традиции, который мог бы от начала и до конца все показать и объяснить.

Характерная черта европейского подхода заключается в своеобразном «предварительном планировании» той информации и знаний, которые человеку надо выучить, а не следовать за тем, что возможно выучить. В Китае человек не ищет мастера по определенному понравившемуся ему стилю. Он просто приходит к учителю, говоря,  «учитель, я знаю, что вы- мастер, научите меня тому, что знаете сами». В одном буддийском тексте XIII- XIV вв., не относящимся к традиции боевых искусств есть интересные слова: «…в древности ученики почитали мастеров, а к своим собратьям по школе относились, как к дорогим гостям. Нынешние же ученики учителей не уважают, и к своим сотоварищам по школе относятся не как к дорогим гостям. Ищут они лишь, чтобы как можно больше узнать, но понимают все меньше и меньше». Итак, проблема изучения болших объемов информации была всегда, но очень важно вычленить тот набор комплексов и знаний, который будет достаточен вам и на них отрабатывать искомое, приближаясь к пониманию изученного. И не случайно трактовкам таолу уделяется отдельное время- именно для понимания того, как действуют заложенные в них знания. Не нужно стремиться к увеличению изученного количества комплексов. Вполне возможно, что с возрастом могут ухудшиться некоторые физические показатели выполнения человеком таолу- темп, скорость, но понимание должно улучшиться. Поэтому, не надо гнаться за большим количеством выученных таолу, как в современном ушу.

Для многих хороших китайских мастеров понимание таолу, как формы активной медитации естественно и необъяснимо, поскольку они сами родились в этой среде и чувственность этого момента невозможно передать словами. И то состояние сознания, которое демонстрирует какой- либо из мастеров, выполняющих таолу, например возле Храма Неба (даже если он при этом и не очень хорошо технически выполняет движения) у многих европейских последователей отсутствует. Возвращаясь назад- для китайца не важны внешние показатели исполнения, важно лишь то, что он испытывает в момент выполнения таолу. Таолу- это не сверхзапредельная физическая нагрузка, но позитивное, спокойное состояние вашего духа.

Весьма часто встречаются такие случаи, когда европейцы едут в Китай только за тем, чтобы «выучить еще одно, очередное таолу». То есть, по сути, они учат тоже самое, что можно самостоятельно выучить и по видео. Они приезжают, заучивают желаемое, но при этом не приобретают никакого нового понимания, просто потратив средства и время, но так и не поняв, зачем они выучили еще один комплекс. Поэтому, сегодня очень сложно найти в Китае мастеров, которые бы осознали, что европейцы не понимают сути таолу, и начали бы им это объяснять. Ведь китаец не будет разъяснять, почему то или иное движение неправильно. Он говорит просто: «стоп, вот так делать не надо. Остановись, прогуляйся по двору, успокойся, выпей чая и уже потом, спокойно заново начинай выполнять тоже самое». Возбужденное состояние сознания никогда не даст правильного выполнения таолу, тогда как спокойное состояние наоборот всегда приводит к правильному выполнению, как- бы технически вы его не делали.

Итак, подводя итоги вышесказанного:

  • Таолу рассматривается в том числе и как форма активной медитации.
  • Таолу подразумевает очищение сознания от любых форм мира, искажающих его.
  • Чистое состояние сознания всегда правильно реагирует на любую ситуацию: чем сознание спокойнее, тем безошибочнее вы действуете.

                                                                                                   (по материалам лекций проф. А.А. Маслова)