Хуэйкэ (487- 593 гг.) 慧可
Бодхидхарма является далеко не единственным загадочным и «знаковым» персонажем в становлении Чань.
Не меньшая тайна связана и с человеком, которого китайская традиция называет его первым учеником и Вторым патриархом Чань — Хуэйкэ. Предание гласит, что, когда Бодхидхарма удалился в горную пещеру в горах Суншань, он отказался кого бы то ни было брать к себе в ученики, считая, что людские сердца недостаточно мужественны и упорны, чтобы понять его учение. Но однажды к нему на вершину горы пришел некий монах, в будущем получивший монашеское имя Хуэйкэ. Несколько дней он простоял на коленях перед пещерой, где пребывал Бодхидхарма, умоляя взять его в ученики, но тот даже не вышел к просителю. И тогда Хуэйкэ, решив доказать искренность своего стремления к высшему знанию, отрубил себе левую руку и положил ее перед Бодхидхармой, продемонстрировав таким образом, что готов пожертвовать своим телом ради обучения у просветленного учителя. По одному из преданий, распространенных среди монахов Шаолиньсы, Бодхидхарма сказал: «Я передам тебе учение лишь тогда, когда белый снег станет красным». И именно тогда Хуэйкэ отсек себе руку и алой кровью окропил снег, сделав «белый снег красным». Самое полное описание жизни Хуэйкэ и его школы мы встречаем в «Продолжении жизнеописаний достойных монахов», причем здесь его биография изложена значительно подробнее, чем биография Бодхидхармы. Понять причины этого несложно: по сути, Хуэйкэ становится первым исконно китайским, не-индийским, проповедником истинной традиции дхианы. Именно он кладет начало созданию реальной школы и, вероятно, исходя из некоторых косвенных упоминаний в хрониках, разрабатывает новое вероучение, отказываясь от ряда чисто индийских догматов. В ранних текстах до XI века Бодхидхарма не рассматривался как основатель новой чаньской традиции, его образ понадобился именно в тот момент, когда стало необходимым создать своеобразный мост между индийской буддийской традицией и китайским учением Чань (то есть придать Чань оттенок абсолютной истинности, связав его с буддийским патриархом). И эта связь шла по линии Бодхидхарма — Хуэйкэ, хотя очевидно, что в ту пору у индийских проповедников традиции Ланкаватары, традиции медитации, обучалось немало китайских последователей. Но в истории остается лишь один Хуэйкэ, — отсюда несложно предположить собирательность его образа. Что нам известно о биографии Хуэйкэ, изложенной в «Продолжении жизнеописаний достойных монахов»? Хуэйкэ, или Сэнкэ (доел, «способный монах»), было монашеским именем выходца из рода Цзи (история не донесла до нас его личного имени) из провинции Хэнань, из местечка с характерным названием Хулао (Тигриная клеть), находящегося сегодня на территории уезда Жунян в Хэнани. Сначала Хуэйкэ изучал конфуцианство, затем увлекался учением «Чжуан-Лао», то есть даосизмом, изучал «Ицзин» («Книгу перемен»), но после внезапно обратился к буддизму и принял его. С Бодхидхармой Хуэйкэ встретился уже в зрелом возрасте — ему тогда минуло сорок, и он оставался с индийским наставником около шести лет. Во время обучения у Бодхидхармы Хуэйкэ достиг просветления, а после ухода своего наставника, по ряду версий, он поселился на берегу Хуанхэ, где к нему «с разных сторон стекаются последователи Пути и миряне с вопросами о Пути». По другим версиям, Хуэйкэ становится настоятелем Шаолиньсы, по третьим — ему приходится скрываться от каких-то преследователей, при чем причины этого странного бегства остаются до сих пор покрытыми тайной. Возможно, это было одним из проявлений враждебного отношения к первым представителям учения дхианы или было связано с гонениями на буддизм вообще. Но вскоре судьба становится вновь благосклонной к Хуэйкэ, он приобретает широкую известность, издается даже некий императорский эдикт, где высоко оцениваются его заслуги и знания, что можно рассматривать как часть кампании по императорской поддержке буддизма. Примечательный факт: хотя традиция не отрицает, что у Хуэйкэ было несколько последователей, предания сохранили упоминания лишь об одном из них — Сэн-цане (именно ему Хуэйкэ вручил текст «Ланкаватара-сутры»), который стал считаться Третьим патриархом.
Сэнцань (?-606 гг) 僧璨
В этой цепочке есть еще одна неразгаданная фигура истории Чань-буддизма.
Речь идет о Сэнцане — человеке, которого китайская традиция именует Третьим чаньским патриархом. Порой приходится лишь удивляться, почему этому малоизвестному и ничем не примечательному монаху приписывается чаньское патриаршество. Биографии Сэнцаня описываются обычно крайне бегло, а весьма подробное «Продолжение жизнеописаний достойных монахов» вообще не содержит его отдельной биографии. Тем не менее, Сэнцань, действительно называется одним из учеников Хуэйкэ. Из трактата «Чуань фабао цзи» («Записи о передаче драгоценности Дхармы») известно, что уже в молодости он отличался большими талантами и в поисках достойного учителя в 551 году пришел к Хуэйкэ, обучаясь, как говорят хроники, «Чань школы Большой колесницы». Как и большинство чаньских патриархов, Сэнцань подвергался преследованиям, в частности, во время грандиозных гонений на буддизм, устроенных императором У-ди из царства Чжоу в 574 году. Затем он был вынужден почти десять лет скрываться в горах Хуаньгун, что в провинции Аньхуэй, но именно в этот период проявились чудесные способности Сэнцаня. Рассказывают, что горы Хуаньгун кишели дикими зверями и ни один человек не мог считать себя в безопасности, проходя по этим местам. Но стоило Сэнцаню появиться в этих местах, как звери тотчас же исчезли. Это предание демонстрирует особую мирорегулирующую роль чаньского проповедника, который одним лишь своим присутствием (точнее, воплощенным в нем учением) побеждает диких зверей. Также рассказывается, что Сэнцань «передвигался легко, словно ветер, за одно мгновение мог преодолеть 25-30 метров». И это — все, что нам известно о Сэнцане. Предание о нем как о Третьем патриархе относится лишь к VIII веку. Тем не менее, трактат «Записи о передаче драгоценности Дхармы» называет трех учеников Сэнцаня и среди них Четвертого патриарха Чань Даосиня. Согласно преданию, однажды Сэнцань объявил Даосиню, что желает вернуться на юг в некое место Лофу (возможно, в Гуанчжоу), где продолжит преподавать учение Бодхидхармы. Даосинь просил его взять с собой, но Сэнцань отказал, отправившись в путь в одиночестве, и следы его затерялись. Любопытно, что более о Южной школе Сэнцаня нигде не упоминается, хотя этот эпизод указывает, что Чань пришел на юг не с Шестым патриархом Хуэйнэном, южанином по происхождению, но уже в середине VII века с Сэнцанем. Такое молчание хроник по этому поводу можно объяснить тем, что они в основном описывали события, происходившие на севере Китая, но мало затрагивали факты духовной жизни такой южной провинции, как Гуандун.
Даосинь 道信 (580-651 гг.).
Примечательно, что лишь с биографии Четвертого патриарха и Даосиня начинается сравнительно правдоподобное изложение жизнеописаний чаньских духовных лидеров и упорядоченная традиция китайской дхианы. Некоторые исследователи называют Даосиня реальным основателем школы Чань. В течение долгого времени Даосинь проповедовал в провинции Хубэй, что находится несколько севернее исходного центра проповеди школы Бодхидхармы в Хэнани. Школа Даосиня располагалась в горах Потоушань (Горы с расколотой вершиной) — таким названием этот горный массив обязан двуглавой вершине, что возвышалась в центре поросших лесом скал. «Продолжение жизнеописаний достойных монахов» содержит детальную информацию о Даосине. Из него мы узнаем, что Даосинь был уроженцем провинции Хэнань, местечка Хэнэй, а его родовым именем было имя Сыма. В семь лет он покидает свою семью и учится у какого-то монаха в течение шести лет, пока наконец не попадает в школу к Третьему патриарху Сэнцаню. Даосинь остается с Сэнцанем на протяжении девяти лет, до той поры, пока Сэнцань не покидает Хэнань и не отправляется на юг. Оставшись один, Даосинь решает начать самостоятельную проповедь. Этот период его жизни отмечен немалым количеством чудесных явлений, сопровождающих странствия Даосиня по Китаю. Например, в годы Даъе (605-617 гг.) во время одного из крестьянских восстаний Даосинь, придя в местечко Шичжоу в провинции Цзянси, оказался на семьдесят дней окружен бандитами. Не испытывая ни малейшего страха, он стал читать вслух «Праджняпарамита-сутру» — одно из наиболее почитаемых произведений раннего Чань. Бандиты, так и не решившись напасть на чаньского проповедника, удалились. Кроме того, в те дни в Шичжоу все ручьи стояли пересохшими, но после чтения сутры Даосинем воды заструились вновь. В 618 или в 624 году Даосинь на тридцать лет поселился в горах Хуанмэйшань (Желтой сливы) на пике Шуанфэншан, что в провинции Хубэй. В 652 году он велел ученикам соорудить ему погребальную ступу, и после его смерти останки были помещены в ступу на горе Хуанмэйшань. Но ровно через год после этого случилось чудо, столь характерное для ранней чаньской традиции, о котором рассказывают «Записи о передаче драгоценности Дхармы»: «Каменная дверь распахнулась сама по себе, и тело Наставника оказалось столь же цветущим, как и при жизни. Затем его ученики приодели тело в украшенные одежды и не решились вновь затворить двери. Они вырубили камень и вы резали из него табличку». Примечательно, что реальность этого случая, как гласят хроники, подтвердил видный чиновник Ду Чжэнлунь (587-658 гг.), являвшийся руководителем одного из Приказов большого имперского секретариата, составив надпись на табличке, что вырезали из камня.
Хунжэнь 弘忍 (600/601-674 гг.)
Ученик Даосиня, Пятый патриарх Хунжэнь, открывает свою школу недалеко от места проповеди своего учителя, в горах Пинмаошань (Буйного цветения) и целиком продолжает традицию Даосиня. Горы Пинмаошань располагаются к востоку от Потоушань, и благодаря этому школа Хунжэня приобретает название Дуншань фамэнъ — «Школа Дхармы восточных гор». Обретение самостоятельного названия школой Хунжэня свидетельствует о том, что современниками она воспринималась как самостоятельное течение, хотя генетически и связанное с традицией Даосиня, однако приобретшее определенные характерные черты. Сам Хунжэнь почти тридцать лет следовал за Даосинем, и неудивительно, что реальные различия в теории двух школ были невелики. Разница скорее заключалась в личностях Четвертого и Пятого патриархов. Если Даосинь довольствовался небольшой группой учеников (хотя к нему приходило много людей за наставлениями), а о его проповедях в силу узкого числа посвященных практически ничего неизвестно, то Хунжэнь собрал вокруг себя несколько сот по следователей, приходивших к нему в разные периоды. Его воспитание отличалось жесткостью, что наряду с обаянием его личности привлекало в школу Дуншань большое количество учеников — не только монахов, но и мирян, и это заметным образом отличало ее от буддийских сообществ того времени, замыкавшихся лишь на монахах. О биографии Хунжэня известно не очень много, хотя его имя часто фигурирует во многих хрониках того времени. Известно, что он покинул свой дом в семь лет, став послушником, а в тринадцать лет в школе Даосиня официально принял монашество. Обучаясь у Четвертого патриарха, Хунжэнь проводил ночи напролет в медитации, при этом не читая никаких сутр. В 651 году Даосинь передает патру и рясу Хунжэню и в сентябре того же года умирает. На восточный склон горы Шуанфэншань, где поселился Хунжэнь, стекалась масса народа, и там постепенно создавались монашеские постройки. Вскоре Хунжэнь построил здесь монастырь Дуншаньсы (Восточных гор). Слава о школе Хунжэня быстро разнеслась по провинции Хэнань, а затем достигла и императорского двора. В 660 году император Гао-цзун приглашает Хунжэня при быть ко двору, но тот отвечает отказом. Сам Хунжэнь, вероятно, понимал свою миссию патриарха нового направления и высоко ценил ее (в частности, он сам начал строительство ступы, которая должна была послужить ему в качестве могилы). Хунжэнь уходит из жизни в возрасте семидесяти четырех лет в 675 году (по другим сведениям — в декабре 674 года) и передает свою школу (но не титул чаньского патриарха!) одному из старших учеников — Фацзюю. Останки Хунжэня или, как гласят хроники, «его тело целиком», были помещены после смерти в эту ступу. Позже возникло предание о нетленных останках Хунжэня, что сближало его с учителем Даосинем. В годы Кайюань один из императорских чиновников, Люй Цюъюэ, сооружает стелу в честь Пятого патриарха, а в период правления императора Дай-цзуна Хунжэню присваивается по смертный титул «Чаньский наставник Великой полноты» (Дамань чаньши).
Мацзу Даои 馬祖道 一 ( 707/709-788 гг.)
Мацзу Даои — одна из самых удивительных и загадочных фигур не только чань-буддизма, но и всей духовной традиции Китая. Он считается основателем хунчжоуского течения Чань — одной из трех крупнейших школ VIII века, которая, собственно, и положила начало как оригинальной «парадоксальной логике» Чань, так и особым методам воспитания учеников, базировавшимся на сочетании двух способов — канонических проповедей перед всей общиной и индивидуальных бесед. Ко второй четверти XI века для китайских философов Мацзу становится центральной фигурой всей чаньской традиции, живым воплощением «спонтанной мудрости» Чань. Ключевым моментом проповеди школы из Хунчжоу явились знаменитые тезисы Мацзу: «Ваше сердце и есть Будда», «Вне сердца бессмысленно искать Будду» и «Нет того места, где не было бы Будды». И как следствие делался вывод о том, что лишь через самосовершенствование, а не через молитвы или чтение сутр можно достичь истинного просветления. В связи с этим в текстах Мацзу осуждаются шраваки («слушающие», или «внемлющие»), особая категория последователей чань-буддизма, которые лишь слушали, а затем, имитируя, воспроизводили слова великих наставников. При этом шраваки не достигали просветления, лишь механически передавали какие-то знания. Мацзу родился в уезде Шифан — месте, которое располагается к северу от города Чэнду, столицы провинции Сы чуань. Все биографии Мацзу так или иначе подчеркивают его необычность и «отмеченность» уже от рождения. Согласно «Речениям Мацзу», он обладал по крайней мере двумя из тридцати двух признаков, или лакшан, которые характеризуют великого человека или Будду: Мацзу мог дотронуться кончиком языка до носа, а на его ступнях проявлялись два круга — два священных колеса (мандалы) Дхармы, которые можно встретить на изображениях Будды. «Жизнеописания достойных монахов», повторяя слова его первого биографа Цюань Дэюя, отмечают, что Мацзу «в молодости своей в детских играх не участвовал. Видом своим был впечатляющ, словно гора, чист и глубок как полноводная река. Его великие добродетели и совершенство в Дхарме даны были ему самим Небом». Родовым именем Мацзу было «Ма», а «цзу» переводится как «предок», «патриарх», «родовой предок» и обычно прибавляется к фамилии в знак уважения. Примечательно, что полного имени, которое дали Мацзу при рождении, мы не знаем, и это весьма нехарактерно, что патриарх вошел в историю именно под своим родовым именем, а не под буддийским именем Даои («Путь Единого»), в то время как все чаньские наставники именовались исключительно по их «дхармическим именам». Возможно, это связано с пророчеством Хуэйнэна о «молодой лошади» или «жеребенке» (ма цю), поскольку фамильный иероглиф «Ма» действительно можно перевести как «лошадь». По преданию, Шестой патриарх Чань Хуэйнэн поведал Хуайжану, своему ученику и будущему наставнику Мацзу, слова Праджнятары, одного из величайших индийских учителей буддизма, предшественника Бодхидхармы, о том, что однажды по явится «жеребенок, который станет попирать копытами народ Поднебесной», то есть в своей удивительной мудрости будет возвышаться над всеми людьми. Вся жизнь Мацзу прошла под знаком этого пророчества, имеющего скрытый подтекст: предсказание предопределяет рождение Мацзу как воплощение всех великих патриархов линии Праджнятара — Бодхидхарма — Хуэй нэн — Хуайжан и их святой мудрости, как овеществление мистики чаньского Знания. Он велик не потому, что мудр, но потому, что представляет собой вершину развития чаньской традиции, «попирая» остальных мудрецов. По традиционной версии, изложенной в «Чуаньдэн лу» («Записи о передаче светильника»), Мацзу был преемником Хуайжана из Наньюэ, а тот, в свою очередь, обучался у самого Хуэйнэна. Эта же версия повторена и в «Речениях Мацзу», которые красочно описывают первую встречу Хуайжана и Мацзу и эпизод о «камне и Будде», ставший классикой афоризма в чань-буддизме. Здесь же указывается, что Ма-цзу провел у Хуайжана «десять осеней», после чего решился самостоятельно начать проповедь. Школа Мацзу не просто делает основной упор на «при роду Будды внутри себя», но и ставит этот тезис значительно выше, нежели уход в нирвану и переживание просветления. Отвечая на вопрос одного из монахов, Мацзу говорит: «Все бодисаттвы считали это адскими мучениями — погрузиться в пустоту, соприкоснуться с нирваной, но так и не узреть природу Будды». Так или иначе, но имен но с Мацзу начинается обновление чаньской традиции, придание ей того живительного импульса, благодаря которому, Чань не только просуществовал в Китае вплоть до наших дней, но и оказал колоссальное влияние на всю культуру стран Дальнего Востока.
Хуэйнэн 慧能 (638-713гг.)
Наставник Хуэйнэн — центральная фигура всей чаньской традиции, учитывая, разумеется, тот факт, что перед нами не столько биография и учение конкретного человека, сколько обобщенный образ целого направления Чань — его легенд, теории, форм практики. Вероятно, никто в истории чань-буддизма не может соперничать с ним по известности, и практически не существует такой работы по историографии буддизма, где бы ни встречалось хотя бы краткого изложения его жизни. Рассказ о Хуэйнэне вошел не только в каноны агиографии китайского буддизма, но и большинства не-буддийских работ, повествующих о людях «свойств необычайных». Из сравнительно разнородных сведений о жизни Хуэйнэна мы можем составить его биографию, при этом все же учитывая ее относительность. Хуэйнэн (638-713 гг.) происходил из рода Лу, родился на юге Китая в провинции Гуандун в области Синчжоу и из-за этого в последующем рассматривался жителями севера Китая как «варвар», или «дикарь». По каким-то причинам он покинул родной дом (следуя традиционной версии, он услышал, как монах на площади цитировал буддийскую сутру), отправился почти за 800 км от родных мест в горы Хуанмэйшань обучаться у Хунжэня, которого в дальнейшем традиция стала называть Пятым патриархом Чань. Он становится послушником у Хунжэня, живет в его общине, но еще не получает окончательного монашеского посвящения. Хуэйнэн носит дрова и перетирает рис, он не присутствует на личных наставлениях Хунжэня и, по видимому, лишь изредка участвует в общем обучении монахов. В 661 году Хуэйнэн, как гласит большинство версий, одерживает победу в своеобразном турнире по сочинению священного стиха, или гимна — гатхи, который должен продемонстрировать истинную чистоту сердца того, кто его написал. Человек, сочинивший наилучшую гатху, как сообщил монахам Хунжэнь, примет от него титул Шесто го патриарха Чань. На титул претендовал старший наставник Шэньсюй, но неграмотный и не умевший писать Хуэйнэн, по преданию, значительно яснее и полнее выразил изначальную суть Чань как абсолютную чистоту сердца. В результате Хунжэнь именно ему передал патру и рясу, но сделал это тайно, дабы другие монахи не стали завидовать и преследовать Хуэйнэна. После этого Хунжэнь приказывает Хуэйнэну возвращаться на юг ближе к родным местам. Покинув патриарха Хунжэня, Хуэйнэн вынужден был несколько лет скрываться на юге Китая, причем хроники исчисляют период его изгнания от нескольких лет до шестнадцати или семнадцати. Скорее всего, в 676 году он вновь возвращается в Гуандун. В этом же году он получает окончательное монашеское посвящение, и основным посвящающим учителем выступает известный чаньский наставник Иньцзун (626-713 гг.), позже присоединившийся к школе Хуэйнэна. На юге Хуэйнэн останавливается в небольшом в ту пору монастыре Баолиньсы (Драгоценного леса), расположенном в местечке Цаоси в провинции Гуандун. Количество его учеников растет, расширяется и Баолиньсы, сама же школа Хуэйнэна начинает называться «школой Цаоси», или «учением из Цаоси». В монастыре Дафаньсы в той же провинции Гуандун по просьбе уездного секретаря и местной аристократии он произносит ряд проповедей перед монахами и мирянами. Именно запись этих проповедей и легла в основу «Сутры Помоста». Хуэйнэн производит настоящую революцию в чаньском учении. Он резко выступает против классической теории, которую проповедовали чаньские учителя при императорском дворе, гласившую, что для достижения высшей мудрости самадхи необходимо лишь сидеть в медитации и это автоматически приводит к откровению Дао. Он требует еще внутреннего покаяния, совершения практических деяний и проповедует Чань активный, связанный с реальностью жизни. Эпатажный по отношению к прежнему буддизму характер проповеди декларирует тезис о «внезапном просветлении», который превращается в жесткое требование достичь просветления «здесь и сейчас». В устах Хуэйнэна «учение о внезапном» (дун цзяо) не несет столь экстремистского характера. Более того, он не отрицает и «учение о постепенном», а лишь указывает, что поскольку люди могут отличаться по своим способностям («умные и глупцы»), то могут существовать и два пути к просветлению — долгий и быстрый, в то время как Дхарма едина. В 711 году он наказывает поставить себе погребальную ступу в Цаоси, сообщив, что вскоре покинет этот мир. Большинство источников называют одну и ту же дату ухо да патриарха из жизни: 713 год, «на третий день восьмого [лунного] месяца», когда Хуэйнэну было семьдесят шесть лет. Его тело было покрыто ароматными глинами и лаками и 5 декабря 713 года помещено в склеп внутри пагоды. Посмертно император Сюань-цзун присвоил Хуэйнэну титул «Чаньский наставник Величайшего зерцала» (Дацзиньчаньши), а на его погребальной ступе приказал высечь слова: «Сияние изначально гармоничного духа». Перед смертью один из учеников (по одним источникам Фахай, по другим — Шэньхуэй) поинтересовался, кому учитель передаст патру и рясу, то есть кто наследует титул патриарха Чань. Но, выполняя завет своего учителя Хунжэня и следуя предсказаниям Бодхидхармы, Хуэйнэн кладет конец «патриаршеству» (цзу) в чань-буддизме, дабы больше не возникало споров между школами. Умирая, Хуэйнэн завещал своим ученикам каждому осесть в какой-либо местности и проповедовать там. Тем самым Хуэйнэн зачинает традицию «местных учителей» (и фан ши), так как до этого большинство чаньских учителей либо просто бродили по Китаю, либо часто меняли место пребывания. Имен но традиция «местных учителей» позволила в дальнейшем создать сравнительно стабильные чаньские школы. В Цаоси хранятся одни из самых ценных реликвий чаньской традиции — ряса и патра Хуэйнэна. Поскольку выражение «передать рясу и патру» означает «передать традицию», или «передать истинное знание», то приобщение к этим двум святыням становится равноценным соприкосновению с самой чаньской истиной. И, разумеется, здесь же находится прах самого Хуэйнэна — важнейшая святыня, что сделала монастырь Наньхуа в Цаоси культовым местом уже в VIII веке, то есть практически сразу после кончины патриарха. Останкам Хуэйнэна издавна приписывались чудесные свойства, их рассматривали не только как буддийскую святыню, но и как «домашнего духа» — некоего «бога очага» (перед его телом молились, например, о дожде во время засухи). Мощи неоднократно вынимали из склепа и при носили в ближайший город Шаочжоу, носили по улицам во главе огромной процессии. Считалось, что моление останкам великого патриарха приносит счастье и излечивает многие болезни. О признании самого Хуэйнэна и чудесной силы его мощей говорит хотя бы тот факт, что останки патриарха выносили в город во время крупных официальных праздников, в частности, во время периода Пяти династий в династию Южная Хань (917-971 гг.) в новогодний праздник Шанюань, отмечаемый пятнадцатого числа первого месяца. Само название «Цаоси» стало символическим обозна чением истинной передачи учения, неслучайно в Чань распространилось выражение «сердце Цаоси» (Цаоси синь) как указание на школу Хуэйнэна. В этом плане показателен диалог наставника Мацзу с одним из монахов, при шедшим к нему издалека. Монах сообщает, что пришел из Наньюэ. Мацзу восклицает: «Так Вы пришли из Наньюэ и не познали основы сердца Цаоси! Быстрее возвращайтесь обратно, ибо нет никакой нужды ходить куда-либо».
www.shaolin.ru